Корнелий Сулла - самый свободный человек римской истории 2.
Сулла, тем временем, со своей армией продолжает стоять в Греции, напротив позиций Митридата. К нему постоянно прибывают беженцы из Рима, рассказывающие о том, как казнят его друзей, а их тела протаскивают по улицам города. Но Корнелий ничем не может помочь, ибо, если он вернется в Италию, всех римских сторонников в Греции ждет такая же участь. По-видимому, за время этого бессильного ожидания внутри него что-то умерло.
Наконец, сулланская стратегия приносит плоды. Митридат (привыкший к легким победам на Востоке) отдает приказ своему военачальнику дать римлянам битву. Понтийцы с треском проигрывают и покидают Балканы. Правда, добить Митридата не удалось - его, в двух следующих войнах доконали Лукулл («лукулловы пиры») и Помпей. Зато Сулла может теперь вернуться домой. Но это уже другой человек.
Корнелий высаживается в Италии и легко разбивает скопища популяров. Рим также освобождается от диктатуры Мария (который, к тому времени, умер). Но остались неукротимые самниты, вместе с остатками популяров державшиеся в своей столице Нола.
Сулла осаждает Нолу. И тогда, самниты решаются на отчаянный шаг. Они покидают свой город и идут на Рим. «Для того чтобы избавить землю Италии от волков, необходимо уничтожить лес, в котором они водятся!».
Всем известно, что символом Рима была волчица, вскормившая Ромула и Рема, священный зверь Бога Грома Юпитера. А символом Самния был бык, символ древнего Мамерса (искаженное Марс), италийского воплощения Бога Земных Сил. На своих боевых шлемах самниты (подобно кельтам) иногда носили металлические крылышки, а также - пучки перьев, укрепленные в трубках подобно рогам. И на монете, которую во время войны чеканили италийские мятежники, самнитский бык топтал римскую волчицу (инверсия любимейшего сюжета восточного искусства - «хищник терзает быка»).
Итак, быки вновь шли на волков. Город Рим вряд ли мог защититься сам, но за самнитами гнался Сулла. Все решала быстрота действий. Корнелий успел вовремя, сразился с самнитами и популярами и уничтожил их. Затем вошел в столицу… и начал свой террор.
При этом репрессии Суллы осуществлялись не спонтанно, в пьяном угаре (как действовал Марий), а планомерно и с большим масштабом. Казни подвергались именно политические противники (и члены их семей).
Известный советский писатель Георгий Гулиа (автор книг «Фараон Эхнатон», «Перикл» и др.) в романе «Сулла» основное внимание уделил именно этому историческому моменту. При всем уважении к таланту Гулиа, надо сказать, что его роман к исторической правде имеет весьма слабое отношение.
Гулиа (чья семья пострадала во время сталинских репрессий) вывел римского диктатора как тирана, опиравшегося на «гнусную чернь», против образованных и зажиточных людей. Плюс несколько волн репрессий (сперва некий сулланский центурион захватывает поместье аристократа, заодно женясь на его дочери; затем уже выдвинувшийся позже раб доносом погубляет центуриона).
Истина же состоит в том, что Сулла представлял как раз аристократическую партию оптиматов, то есть «лучших». А его противник Марий был лидером популяров - «народных» (отсюда любимая фраза нашего руководства со времен Гайдара: «правительство примет непопулярные меры» J).
Действительно, Корнелий Сулла призывал в свою армию рабов, обещая им свободу - Марий тоже так поступал. Разница в том, что плебей Марий, когда потребность в военной помощи рабов отпала, отдал приказ тайно окружить их и уничтожить. А Сулла сдержал слово, даровав рабам-солдатам свободу, землю и собственную фамилию. Такое не забывается. Десять тысяч корнелиев стали надежной опорой режима.
В столь разном поведении повинны не «партийные программы», а разница в личных качествах обеих лидеров. Марий всю жизнь карабкался наверх, он ненавидел знать, но всегда беспокоился: «что скажут люди». Опора на рабов его компрометировала.
Сулла же был очень свободный человек. Ему было абсолютно наплевать на «общественное мнение» - слово чести превыше. И, как внутренне свободная личность, он удивил всех, добровольно отказавшись от власти и, без всякой охраны живя в своем имении до самой смерти.
И еще один феномен представляет личность нашего героя. Вначале статьи упомянуто противостояние в римской республике и сменившей ее империи. По сути, мы имеем дело с двухпартийной (как в США) системе. «Лучшие» - родовитые сенаторы боролись с «народными» - удачливыми честолюбцами, опиравшимися на солдат и разбогатевших плебеев. Первые были консервативны (как американские республиканцы) и стремились обеспечить эксплуатацию бассейна Средиземноморья, не неся ответственности за его развитие. Вторые создавали глобальную (по тем временам) империю. Ростовщичеством, правда, не брезговали ни те, ни другие.
Поскольку солдаты явно тяготели к популярам, то последние, как правило, и побеждали (хотя никогда не могли победить окончательно). Солдатские императоры свергали сенатских императоров. Октавиан разбил убийц Цезаря, так же как тот - сулланского ставленника Помпея. И лишь оптимат Корнелий Сулла разгромил популяра Мария, совершив, тем самым зигзаг истории.
Алексей Фанталов.
Властные конфликты Европы и судьба Жанны Д' Арк.