Конфигурация мировых элит 1.

 

По поводу генезиса того слоя, который ныне называют «Сверхэлитой», «элитой богатого Севера», «глобалистами», «мондиалистами» (от французского «монд» - мир), имеются различные мнения. Иногда полагают, что это сообщество крупнейших финансовых игроков, «штабная (банковская) экономика», или сообщество транснациональных корпораций в альянсе с медиамагнатами. «Четвертое сословие», или «Виртуальная Лапутания» -  «Летучий остров», как сказал Александр Неклесса.

         Такое понимание Сверхэлиты идет в русле концепции «новых кочевников» известного идеолога глобализма Жака Аттали (бывшего советником президента Миттерана, а позднее - президентом Европейского банка реконструкции и развития). Интересующихся отсылаю к его книге «Линия горизонта» (она написана в начале девяностых - более поздние работы Аттали не размещены в Рунете). Он говорит о господствующем классе будущего, до предела компьютеризованного и перемещающегося по свету в зависимости от того, куда направляются финансовые потоки.

         Такие люди ни к чему не привязаны. Не зря единомышленником Аттали являлся Элвин Тоффлер, на страницах своей книги «Метаморфозы власти», превозносивший концепцию «брака на время» (остается проблема с воспроизводством «нового класса» - надежды здесь возлагаются на суррогатных матерей, генную инженерию и т.д.; пока, правда, дело идет туго J).

         Но данный взгляд отличает внутреннее противоречие. «Новые кочевники» не производят впечатление подлинной элиты. Они лишены устойчивости - «пыль, несомая ветром». Да и их перемещения, как сказано выше, регулируются финансовыми потоками. Это, скорее, не кочевники, а овцы (хотя и породистые, стоящие денег).

Гейдар Джамаль пропагандирует иной взгляд на Сверхэлиту. Он утверждает, что она состоит из потомков феодальных семей Европы, которые, с наступлением Нового времени, адаптировались к рыночным отношениям, сохранив свою прежнюю сплоченность. Формированию этого слоя во многом способствовало и образование всемирных колониальных империй.

         Принадлежность к Сверхэлите характеризуют «элементы вечности»: независимость от политической и финансовой коньюктуры. Не зря Джамаль называет ее «коллективным фараоном» (царем-жрецом, а не каким-нибудь «Летучим островом»!). Важны даже не деньги сами по себе (все более виртуализирующиеся) а «право принятие решений», возможность определять течение событий. Контраст между представителями Сверхэлиты и, скажем, российскими олигархами еще более разителен, чем контраст между ресторанами для избранных и забегаловками наподобие Макдональдса.

         С этой точки зрения, даже современные очень удачливые финансисты (типа Сороса) не входят в «избранный круг» и играют роль технического обеспечения вырабатываемых Сверхэлитой планов. Хотя, со временем, у них появляется шанс. Пример - семья Ротшильдов, восхождение которой связано с событиями Великой французской революцией. Некий курфюрст, спасаясь от террора, доверил первому Ротшильду свое недвижимое имущество  в управление. Когда произошла Реставрация монархии, тот вернул все «по списку» (попробовал бы не вернуть!). Но заработанное сверху осталось Ротшильду в качестве компенсации. Теперь это далеко не самая богатая, но имеющая очень хорошую репутацию и громадное влияние семья.

         Таким образом, пресловутые новые кочевники, по данной концепции - всего лишь промежуточное звено между Сверхэлитой и мировым Гарлемом. Эдакая «внешняя партия» Оруэлла, члены которой мечутся между надеждой вскарабкаться наверх (довольно иллюзорной) и страхом скатиться вниз (вполне реальным).

         Классический американский истеблишмент Джамаль не причисляет к Сверхэлите, называя разновидностью «контрэлиты». Данная точка зрения разделяется ныне многими. Американскую правую элиту называют «атлантистской», в противоположность «мондиалистскому» глобализму (Александр Дугин, «Основы геополитики»). Сама себя она иногда именует «Новым Иерусалимом» (Патрик Бьюкенан). Действительно, формообразующая эмиграция в Америку происходила именно в период образования Сверхэлиты (17 - 19 века), из чего видно, что США создавали не уживавшиеся с последней люди.

Особое могущество американская контрэлита приобрела в двадцатом веке, последовательно усиливаясь после мировых войн, когда Европа лежала в развалинах. Но, начиная с шестидесятых, Сверхэлита успешно возвращает одну ключевую позицию за другой (используя, по выражению Сергея Кургиняна, наработанное за века умение «играть вдлинную»). Это Сверхэлите дается тем более легче, что у нее имеется могущественный союзник в самих США - Демократическая партия (еще с той самой поры, когда демократы отчасти выражали интересы рабовладельческих южных штатов).

         Отсюда и такая двойственность американской культуры - с одной стороны, пуританские телепроповедники, смертная казнь в половине штатов, претензии к Клинтону по поводу отношений со стажерками. С другой - ставшая уже привычной распущенность американских фильмов, «политкорректность» и т.д.

Алексей Фанталов.

 

Конфигурация мировых элит 2.

Меню