Постмодерн и «магическое мышление».
Современного человека отличает ярко выраженное «магическое» мышление. Обладатель подобного ментального склада полагается в решении своих проблем не на длительные и целенаправленные усилия, а на некие чудодейственные методы. Против такого подхода хорошо высказался А. Экзюпери устами героя своей повести «Ночной полет»: «В мире нет готовых решений - есть силы, которые движутся. Их надо создавать. Тогда и придут решения».
Против магического мышления выступал Христос. Он учил, что человек должен произвести над собой труднейшую духовную работу, дабы обрести второе рождение. Большинству же было проще приносить жертвы своей жреческой касте, которая осуществляла роль «посредника» между массой и небесами, выполняя определенные магические манипуляции.
Конечно, больше всего режет глаз астрология. Здесь либо публикуемый в газетах набор банальных рекомендаций на неделю, месяц, год; либо откровения, наподобие: «до конца двадцатого века Англия расколется на мелкие острова», «Японский архипелаг погрузится под воды». Расчет на то, чтобы ошеломить читателя или телезрителя, приковать внимание к своей личности. А затем, как сказал Насреддин «через десять лет умрет либо он сам, либо осел, либо шах».
В наше время процветание обрели такие сомнительные занятия, как психоанализ, всяческий «консалтинг», имиджмейкерство и т.п. Бешеным спросом пользуются всевозможные руководства, обещающие научить управлять людьми, приобретать полезные знакомства, резко улучшить материальное положение. Несмотря на внешнее наукообразие, четкой грани между предлагаемыми в них методами и методами вульгарной магии нет.
В самом деле, для того, чтобы понравиться интересной женщине, мужчина должен затратить изрядные усилия (усовершенствовать себя внешне, продемонстрировать духовное богатство, сделать карьеру, разбогатеть – в зависимости от характера объекта). Это трудно. Проще пойти к гадалке и сделать приворот. Результаты, правда, будут нулевыми.
Чтобы понравиться избирателю, партии и отдельному лидеру следует выработать серьезный и созидательный политический проект, сделать его понятным людям, завоевать доверие электората конкретными делами (самое трудное здесь – соединить «земное и небесное»). А можно пойти другим путем и купить услуги имиджмейкеров и «политтехнологов». Последние являются либо откровенными шарлатанами, подобно многим экстрасенсам, переквалифицировавшимися «из управдомов» (или, например, из патологоанатомов), либо дают совершенно нормальные советы, подобные изложенным в начале абзаца, и вроде бы самоочевидным.
Патрик Шампань вполне справедливо пишет, что специалисты в области политтехнологий во многом повлияли на характер современного политического процесса, сделав его в 70 – 90 гг. таким, каков он есть сейчас («Делать мнение. Новая политическая игра»). То есть, фактически, создали рынок сбыта для своих услуг. Точнее, особую операционную оболочку, «информационно-политическую Windows». Не политики используют технологов, а те их.
Или психоанализ. Достаточно сомнительная с нравственной и научной точки зрения концепция овладела умами широких социальных слоев. Основатели данного учения выстраивали свою работу с пациентами по принципам, схожим с теми, что распространены в современных сектах. В психоанализе есть конструктивные моменты, хотя в целом это просто заполнение вакуума в условиях расщепленного сознания современного человека (замена функций священника-исповедника, например). Но, согласно классике жанра, психоаналитик должен потратить на пациента несколько лет, общаясь с ним практически ежедневно. И, к тому же, если основываться на материале книги Эткинда, эти занятия помогают гораздо меньше, чем погружение в жизнь, в активную практическую деятельность.
В условиях современной России, психоанализ вообще принимает гротескные формы (впрочем, в той или иной степени, всегда сопутствовавшие ему). Материально обеспеченная женщина, жертва собственного потребительского отношения к жизни, приходит со своими личными проблемами к психоаналитику. Фактически, ей нужно душевное, человеческое общение. Ей же (в полном соответствии с учением) предлагается «распутывание» неких клубков полувымышленных комплексов, да еще, быть может, в финале – интимная близость с «врачом».
Не станем совершенно отрицать полезность отдельных советов из сферы практики и теоретических положений науки (например, психологии). Но на овладение ими требуется значительный труд. Вот хороший пример – в период «перестройки» в большом количестве появились различные секции восточных боевых искусств. Туда шли, в надежде овладеть «хитрыми приемами». Но оказалось, что эти приемы действенны только при высочайшей тренированности, которой можно добиться лишь ценой колоссальных усилий. Поэтому, эти единоборства в России (как и везде) остались уделом немногим. Ажиотаж схлынул.
Точно также он схлынет и в других подобных сферах. Но профессиональные эксплуататоры человеческой лени в постоянном поиске и быстро мимикрируют.
Алексей Фанталов.