Охотимся на овец 1.

 

 

"Бурхан-Халдуном изблевана жизнь моя, подобная жизни вши... защищена жизнь моя, подобная жизни ласточки. Великий ужас я испытал"

 

Чингисхан («Тайная история монголов»).

 

 

 

         Вообще, полезно читать модные книги. Благодаря этому лучше узнаешь общество, в котором живешь.

Что позволяет стать модным писателем? Здесь должны сойтись два фактора: поддержка неких серьезных структур (финансовых, политических, информационных) и соответствие произведения каким-то глубинным процессам в жизни общества. Прямо по «Ицзцин»: «любовь знати и народа и согласие с тысячелистником и черепахой».

         Причем, понятие «модная литературе» часто объединяет, казалось бы, такие различные категории, как массовая и элитарная литература. Правда, не всегда. Дарью Донцову все же не отнесешь к «модной литературе» - здесь нечто иное. Но вот Макс Фрай (урожденная С. Мартынчик) или Ван Зайчик (В. Рыбаков в содружестве с И. Алимовым) уже вполне принадлежат к модным писателем, читать и обсуждать которых не боятся и профессиональные философы.

         О Фрае и Зайчике мы поговорим как-нибудь «в другой раз и в другом месте». Сейчас речь пойдет о Харуки Мураками. Тем более что он японец, а значит, его творчество, в какой-то степени, имеет отношение к великим культурам Азии.

         Итак, мне было интересно разобраться в причинах успеха его книг. Поэтому пришлось прочитать «Слушай песню ветра», «Пинбол-1973», «Охота на овец», «Дэнс, Дэнс, Дэнс», «Хроники Заводной Птицы». Полагаю, этого достаточно.

         Что в первую очередь бросается в глаза в романах (фактически, сознательно подчеркивается автором) - «стихия Великой Богини, коллективное бессознательное». Один колодец в «Хрониках» чего стоит - эдакое лоно, возвращаясь в которое герой припадает к истокам жизни и мудрости, «преодолевая мучительную дихотомию своего модернистского сознания» и т.п.

Вспоминается «Жертвоприношение» Тарковского, где главный герой фильма, находясь где-то на отшибе, узнает из новостей о начале ядерной войны. Он идет к некоей женщине, которую соседи считают ведьмой (одна из ипостасей «Великой матери») и вступает с ней в сексуальные отношения. А поутру герой включает радио и оказывается, что мир живет по-прежнему, никакой войны нет, и не было. То есть герой, «припав к матери-земле» восстановил некий глобальный механизм (точнее организм) всего человечества. Тарковский использует здесь типичные штампы, которыми западная культура полна, начиная с «сексуальной революции» шестидесятых.

         Мураками - человек шестидесятых. И этот факт чрезвычайно многое объясняет в его творчестве. Во всех книгах наличествует «гуманистически-сексуальное начало», что очень способствует их успеху. Ибо для многих людей нашего времени секс становится чуть ли не смыслом жизни, подменяя в этой роли семью и детей (которых нет). Разумеется, можно попытаться сублимировать свою бездетность в научное, художественное или политическое творчество. Но скольким людям это под силу? Остается поощряемое сверху «сексуальное творчество» (плюс «экстрим» и развлечения), заполняющее душевную пустоту.

         И здесь мы выходим на «черепаху и тысячелистник» - стихийные социокультурные процессы. Наше время называют Постмодерном (или Постмодернизмом), противопоставляя его модернистской эпохе.

Модернизм (он же Модерн - не путать с одноименным архитектурным стилем) характеризуется культом Прогресса, верой в Науку, в неисчерпаемую мощь человеческого Разума, Светлое будущее и т.д. Начало его относят к эпохе Реннесанса, Великих географических открытий, буржуазных революций, когда завершился период Архаики. И для данного периода характерен так называемый «мужской дискурс» - грубо говоря, преобладание мужской психологии, со всеми ее плюсами и минусами. К числу последних относятся кровавые эксцессы войн и революций.

Конечно, насчет истоков господства мужского дискурса есть и иные точки зрения. Часто говорят, что он получил свое выражение в монотеизме библейских пророков, в ближневосточных мировых религиях. А известный американский археолог литовского происхождения и по совместительству крупная феминистка Мария Гимбутас в своей “The Civilization of the goddess”, писала об аграрной неолитической цивилизации Европы, поклонявшейся Богине. Данная матриархальная цивилизация, в которой процветало мирное, творческое начало, была разрушена с приходом из Восточной Европы индоевропейцев - представителей культуры боевых топоров - воинов на колесницах. Подобные рассуждения идут в русле современного феминизма - грубые, злые мужчины обратили в рабство миролюбивых и интеллектуальных женщин. Каким было общество Великой Богини, мы не знаем. Ариэль Голан, в своей работе “Миф и символ”, утверждал, что напротив, неолитическая религия была страшным явлением и Богиня внушала ужас (что отчасти подтверждается из аналогичных древних культов).

Алексей Фанталов.

 

Охотимся на овец (Культурологический анализ творчества Мураками) 2.

Меню