Политологи России 1.

 

 

В данной статье будет говориться о главных культурно-исторических тенденциях современного мира. Но рассмотрим мы их преломленными через «магический кристалл» мысли талантливых аналитиков. Эти люди, с одной стороны, угадывают тенденции будущего, с другой - во многом формируют интеллектуальный фон нашей с вами жизни.

            Здесь можно выделить два типа  -  «технари» и «гуманитарии».

            Среди неординарно мыслящих аналитиков с техническим образованием, ориентированных, так сказать «в будущее», наиболее известен Сергей Кургинян. По специальности он геофизик и, одновременно, режиссер драмы. Яркая, творческая личность, занимался теорией катастроф, математической экономикой и политологией, стратегической теорией игр, сверхсложными системами. Организовал театр «На досках» и «организацию нового типа» - Экспериментальный Творческий Центр.

         Внешнеполитическая концепция Кургиняна подразумевает объединение  США (в лице республиканской администрации), России, Индии, Израиля и шиитского Ирана (!) в целях противостояния мондиалистской Европе (и ее союзникам американским демократам), суннитскому исламу и Китаю.

         С точки зрения внутренней политики, Кургинян подвергает резкой критике позднесоветские элиты, утверждающие на постсоветском пространстве Архаику, «неофеодальный строй» и прекращение развития в рамках глобального проекта «управляемого хаоса».

         Другим талантливым представителем «технической генерации» политологов является петербуржец Сергей Переслегин (физик по образованию). Для него характерна высокая эрудиция (особенно в области военной истории). Создается впечатление, что Переслегин всю жизнь занимался тем, чем хотел - читал разные интересные книги, и активно обсуждал их с умными друзьями (например, палеонтологом Кириллом Еськовым).

Наиболее примечательным в биографии Переслегина является тот факт, что он входит в круг писателей-фантастов и, конкретно, в окружение их лучших представителей - Стругацких (в частности, написал ряд статей и предисловий к их книгам). Любопытно, что в годы перестройки Сергей Кургинян ставил в своем театре «На досках» спектакль по повести Аркадия и Бориса Стругацких «Обитаемый остров». Очень злободневная книга (равно как и «Улитка на склоне», и «Сталкер», и «Хищные вещи века»…).

         Для продвинутой технической интеллигенции в позднесоветский период (да и  сейчас) типичен интерес к научной фантастике (в гораздо меньшей степени - к «фэнтази»). И этот штрих очень многое дает для понимания мировоззрения политологов рассматриваемой генерации. Они являются поздними выразителями культуры Модернизма.

         Современные культурологи любят разделять всю человеческую историю на три очень неравных по длительности периода: Архаика (примерно до 16 в. н.э.), Модернизм (с 16 века), Постмодернизм (с шестидесятых годов прошлого столетия).

         Модернизм (он же Модерн - не путать с одноименным архитектурным стилем) характеризуется культом Прогресса, верой в Науку, в неисчерпаемую мощь человеческого Разума, Светлое будущее и т.д. Начало его относят к эпохе Реннесанса, Великих географических открытий, буржуазных революций, когда завершился период Архаики. Ранние книги тех же Стругацких отлично выражали модернистский пафос в его социалистическом варианте. Сейчас же, по общему мнению, мы с вами живем в эпоху Постмодерна - то есть перехода к какому-то новому, неведомому состоянию.

Алексей Фанталов.

 

Политологи России 2.

Меню