Политологи России 2.

 

 

Некоторые авторы, к примеру, Александр Панарин (отчасти и Александр Неклесса) характеризуют современное состояние как альянс безвременья Постмодерна и Архаики против динамики Большого Модерна. О том же пишет и Кургинян: «постмодерн - это пиршество на развалинах».

         Фэнтази, кстати, относится, скорее, к постмодернистской культуре - вот почему научные фантасты этот жанр не слишком жалуют. А если и обращаются к нему, то в пародийных целях. Ярким образчиком такой пародии является «Последний кольценосец» Кирилла Еськова. Мордор там предстает как центр технического развития и общественного прогресса, в противоположность эльфам, представителей Архаики, с ее «застойной магией». Во многих статьях, посвященных проблемам фантастики, авторы данного круга, на полном серьезе, выражают неодобрение идеи уничтожения Кольца. Его силы де надо было обуздать и направить на доброе дело (сарумановская этика).

         Для Большого Модерна был характерен культ Утопии, идея преобразования мира по единому плану. Здесь вам и Версаль, подстриженные деревья французских парков, строительство Петербурга, Революция, Государство всеобщего благоденствия.

Двадцатый век - время фатального кризиса идеалов Большого Модерна, а постмодернистская ирония направлена на развенчание идеалов его Большого Проекта. Но Модернизм не хочет умирать и порождает идею нового преобразования человека, на этот раз уже генетического (в целях «подтягивания к возросшему уровню современной техники»). О желательности подобной трансформации пишут и Кургинян и Переслегин.

Здесь, как в капле воды отражается их склонность к техницистскому решению проблем, ко все тому же толкованию природы и мира как объекта переработки. Не случайно группа аналитиков, возглавляемая Сергеем Переслегиным, называется «Конструирование будущего».

Переслегин часто упоминает книги Тимоти Лири. Я специально посмотрел его труды. В «Истории будущего» Лири выделяет двадцать четыре стадии эволюции человека, соответствующие двадцати четырем картам Таро. Особо забавны некоторые  пассажи Лири. Например, в числе прочих психотехнических упражнений он рекомендует наблюдать за амфибиями (аксолотлями?) в аквариуме и отождествлять себя с ними (в целях прохождения соответствующей стадии психического развития). Или рассуждения о людях «личиночной и постличиночной стадий» и о том, что человечество в дальнейшем разойдется на различные эволюционные линии, чьи представители будут похожи друг на друга не более чем кролик на жирафа (очень созвучно идеям вертикальной эволюции в «Волны гасят ветер» Стругацких). По этому поводу вспоминаются «Приключения Йона Тихого» и «Кибериада» Лема, где великолепно показаны последствия подобных соблазнов.

Лири проповедовал идею «расширения сознания» через наркотики и секс (он был уволен из Гарварда за распространение ЛСД и провел несколько лет в американских тюрьмах). В те времена большинство населения в странах Запада придерживались достаточно строгих устоев жизни, а «Sex, Drugs & Rock'n'Roll» считались привилегией «продвинутой части общества».

Целью же эволюции по Лири является «вхождение в фиолетовый дыромир» (так он называет черную дыру). От таких высказываний как-то очень припахивает серой. Сразу вспоминается место «Розы мира» Даниила Андреева, в котором описывается «демонический антикосмос галактики», «где полыхают инфралиловые зарева, раскачиваются и гаснут протуберанцы, а в самом зените блещет светило непредставимого цвета, отдаленно напоминающего фиолетовый».

Алексей Фанталов.

 

Политологи России 3.

Меню