«Архонты мира сего».
"Каена.
Пророчество" (1999-2003), техника трехмерной компьютерной анимации. Это первый серьезный европейский проект такого рода.
Финансировался он на франко-канадские деньги (французы вообще идут в авангарде
Европы в подобных вещах). Бюджет
фильма 27 миллионов долларов. Получив 2 место на
кинофестивале Фант-Азия, «Каена» не принесла
особых кассовых успехов, однако, по её мотивам создана популярная компьютерная
игра. Режиссеры Крис Делапорт и
Паскаль Пиньон - дебютанты, отлично понимающие, что 3-D анимация - будущее искусства. Делапорту принадлежит и идея фильма.
Несмотря
на некоторую неестественность в передаче движения («Последняя фантазия», например, выполнена техничнее), «Каена» производит впечатление благодаря красивой графике,
но, главное - интересного сценария.
Аксис.
Действие происходит на
некой планете, где произрастает исполинское древо жизни Аксис. На вершине
древа, над облаками, находится маленькая деревушка людей, никогда не
спускавшихся вниз. Среди них и девушка Каена,
отличающаяся бунтарским нравом. Наряд ее, кстати, не
очень приличен (но надо же было авторам фильма как-то бороться за подростковую аудиторию J).
Люди проводят время в разведении червеобразных существ и
собирании древесного сока. Червей они едят, а сок поставляют неким богам.
Посредником между ними и богами является старый жрец (он же воспитатель Каены).
Каена отваживается
заходить вглубь Аксиса, подвергаясь опасности быть съеденной крылатыми тварями
с большой пастью. Благодаря ее эскападам открывается страшная тайна этого
мира.
За несколько веков
до описываемых событий, над планетой потерпел крушение космический корабль. Все
инопланетяне погибли, кроме одного. Спасшийся член команды построил жилище и
приручил червей, которым даровал разум. Теперь эти симпатичные монстрики бегают и летают в специальных скафандрах, ловко
манипулируя искусственными конечностями.
Но гораздо важнее для
планеты было другое. Виканоэ - нечто вроде супермощного
компьютера инопланетян, сохранявший колоссальный объем информации, не
разрушился, а начал действовать. Это он создал великое древо Аксис. И он же
сотворил людей, в надежде, что они продолжат дело погибшей цивилизации.
Виканоэ.
Однако деятельность сверхкомпьютера требовала гигантских ресурсов, которые он
выкачивал из планеты. А она не была необитаема в момент аварии пришельцев.
Здесь жила некая могущественная раса «селенитов». Авторы фильма назвали их так,
вероятно, по аналогии с селенитами из «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса. Но там селениты были
чем-то средним между насекомыми и позвоночными. Селениты же «Аксиса» вполне
антропоморфны (хотя и противны), с уэллсовыми их
роднит только колониальный образ жизни.
Это они, под именем
«богов» и через посредство жреца заставляют людей собирать им пищу - сок
Аксиса. И они же страдают оттого, что сверхкомпьютер
истощает биосферу планеты.
Забавно, что среди
селенитов царит матриархат (как в муравейнике) и правит ими королева.
Единственный сохранившийся самец желает слиться с ней, дабы дать начало новому
роду, но королева все отталкивает его, ибо слияние будет стоить ей жизни.
Селениты («соковые монстры») строят злые козни против людей (видимо, пытаясь
как-то воздействовать на неуязвимый для них сверхкомпьютер).
Вкратце, итог таков. Королева
селенитов убивает симпатичного пришельца («друга червей»). Сверхкомпьютер
же входит с Каеной в контакт. Он заставляет
Аксис расти и достичь близлежащей планеты. По образовавшемуся мосту
девушка выводит соплеменников из логова селенитов (где все-таки происходит
«слияние») в новый многообещающий мир. На другой планете людей встречает
потешное существо, напоминающее саблезубую белку из «Ледникового периода».
Что меня поразило в сценарии? В Интернет, определенные
(но совсем не связанные авторы - Ларуш, Джемаль, Кургинян, Неклесса) много пишут о некоей «Сверхэлите»/«глобальной
элите»/«элите богатого Севера», манипулирующей человечеством. Правда, подразумевают
под ней не всегда одно и то же. Иногда полагают, что это сообщество крупнейших
финансовых игроков, богатых фондов, «штабная (банковская) экономика», или
сообщество транснациональных корпораций в альянсе с медиамагнатами.
Иногда утверждают, что Сверхэлита состоит из потомков
феодальных семей Европы, которые, с наступлением Нового времени, адаптировались
к рыночным отношениям, сохранив свою прежнюю сплоченность. Формированию этого
слоя во многом способствовало и образование всемирных колониальных империй.
В последнее время эти разговоры стали просачиваться и
на страницы некоторых отвязанных газет типа «Стрингера». Нас пугают стремлением
сверхэлиты остановить развитие человечества, поставив
его под жесткий контроль. Что она (сверхэлита), кстати
говоря, пытается оправдать истощением биосферы планеты (отсюда все эти
«озоновые дыры» и «Киотские протоколы»).
Эдакие «ложные боги» - «соковые монстры».
«Князья мира сего».
Виканоэ же выражает нечто «горнее»,
трансцендентное. Люди (пусть несчастные и забитые) для него не средство, но
цель. И действует он не через жрецов, но через пророков.
Алексей Фанталов.
"Новый Иерусалим" или виртуальная Лапутания?
"Баудолино", или "человек воздуха" 1.
"Баудолино", или "человек воздуха" 2.
"Баудолино", или "человек воздуха" 3.