"Звезды" и вожди.
Поучительна роль, которую играют музыканты нашего времени. Вначале несколько слов об исполнителях классического репертуара.
В 17, 18, 19 веках люди этой профессии (исключая певцов) не только исполняли чужую музыку, но и писали собственную. Теперь эта традиция ушла в прошлое. Всем известные музыканты, в статусе «гениев» путешествуют по миру, собирают восторженную прессу, поучают население. Не вдаваясь в конкретные оценки, поставим вопрос – можно ли вообще называть исполнителя гениальным?
Здесь следует сказать пару слов о существе понятия. То есть необходимо проводить различение между гением и талантом. В советское время любили говорить: «гений – это талант плюс труд». Данная фраза занимает достойное место в ряду других благоглупостей прежнего режима. Между гением и талантом крайне мало общего.
Genius – это древнеримский дух-хранитель. Позднее так стали называть некоего трансцендентного покровителя художника, поэта, музыканта, внушающего оным идеи их творений. Творец рассматривался как некий медиум, «шаман» находящийся в симбиозе с этим духом.
Талант есть человек, обладающий высоким профессионализмом вкупе с природными данными (скорее, физиологического свойства - например, голосом, особенностями протекания высшей нервной деятельности и т.д.). Так что можно говорить даже о «талантливом игроке в футбол».
Талант может быть лучше гения в профессиональном отношении, тверже и точнее рисовать, грамотнее сочинять музыку. Но создавать нечто принципиально новое, осуществлять прорыв в искусстве, науке, политике (ибо политическое творчество ничуть не хуже любого другого) он не в состоянии. Более того, при перемене конъюнктуры, талант часто способен сменить свое любимое мастерство на более прибыльное занятие (не без колебаний). Гений – никогда.
С поп-звездами все абсолютно ясно, не будем про них и говорить. С рок-кумирами дело обстоит несколько сложнее.
В свое время, и на Западе, и на Востоке они позиционировали себя как нонконформисты, левые. Борцы против истеблишмента и, вообще, «буржуазного духа».
В Советском Союзе наблюдалась сходная картина, с той лишь разницей, что взоры были обращены в противоположную сторону («нет пророка в своем отечестве») и истина предполагалась не в антибуржуазных ценностях, а в приобщении к «свободному миру».
Насколько же все изменилось!
Кумиры,
Ностальгирующий по СССР публицист Сергей Кара Мурза говорил о впечатлениях, полученных от знакомства с песнями одного из отечественных рок-кумиров восьмидесятых годов: «пропаганда гражданской войны», «идеология формирующегося слоя новых русских». Можно спорить с такой оценкой в социальном и нравственном аспекте, но в одном можно согласиться – идеология все-таки была, и это хорошо.
Кумир этот, как и большинство его коллег, благополучно существует и поныне, пишет песни и исполняет их со своей группой. Но идей уже нет, и пафос стал дежурным. Сказать больше нечего – цели достигнуты. Что же это за цели такие? Товарное изобилие, общество потребления? Гора родила мышь.
Но имитация нонконформизма и творческого духа продолжается. Фактически, данный институт играет роль предохранительного клапана для существующей системы. Выпустив пар, поклонники на утро возвращаются к повседневной рутине. «Звезды» успешно играют роль ложных маяков, мешающих появиться подлинным вождям.
Алексей Фанталов.
"Авангардное искусство" и политика.